Взгляд изнутри: как сделать спектакль? Статья-рассуждение от драматурга и режиссера.

размещено в: Новости | 0

Автор: Мария Жученко.

Опыт автора может не совпадать с мнением редакции. Когда режиссер собирается выстрелить в вечность, у него есть два пути: наименьшего сопротивления (Light) и осознанного поиска терний по дороге к воображаемым звездам (Hard). Рассмотрим, чем отличаются эти подходы к «стрельбищу».

Выбор материала

Light. Материал нужно понимать. Или хотя бы любить. Но, в принципе, достаточно уметь убеждать нужных людей, что дело того стоит, а в чем ценность выбранного текста в контексте мировой литературы и театральной традиции, они могут сформулировать для себя сами.

Hard. Пьесу поставили все, от МХТ времен Станиславского до кружка при Артемовском колледже точного приборостроения? Роман за всю свою историю был только один раз экранизирован и два раза перенесен на сцену? Рассказы никто и никогда даже не пытался инсценировать? Это ваш материал! Пусть недоумевают: «Зачем? Это было уже сто раз!». Пусть на вопрос: «Читал?» отвечают: «Извини, впервые слышу». Пусть придется объяснять зрителям, кто этот замечательный автор. Верьте, что вы войдете в историю, и достойно отвечайте оппонентам. Или не афишируйте планы до поры до времени.

Подбор актеров

Light. Приглашать нужно друзей, иначе они обидятся. Еще полезно заручиться поддержкой людей, разбирающихся в световой и музыкальной аппаратуре – дайте им эпизодические роли и не беспокойтесь о техническом сопровождении репетиций и спектакля. Признанные таланты, местные «звезды» и подающие надежду любимчики других режиссеров — это тоже хорошо, если их можно переманить в категорию «друзья».

Hard. Актеров нужно подбирать по типажам. Точка. Неважно, сколько у человека сценического опыта. Не имеют значения слухи о недисциплинированности и ненадежности. Проблемы с дикцией, памятью, свободным временем и пониманием происходящего – это ерунда, не достойная упоминания. Ваша целеустремленность победит все, даже их сменный график и нежелание приезжать на репетиции к 9 утра.

Проработка концепции

Light. Зачем? Сама в процессе появится. И вообще, «в театр ходят не за тем, чтобы что-нибудь понимать».

Hard. Изучите все, что написано автором, об авторе, о его творчестве, друзьях, кумирах, родственниках и любимых собаках. Сделайте выводы. Рассмотрите социо-культурный контекст, желательно, в представлении разных исследователей. Измените выводы. Найдите в архивах неопубликованный черновик авторского предисловия к неизданному собранию сочинений и узрите истину, меняющую все имеющиеся представления. Плюньте. Все равно в результате получится не то, что планируется.

Подготовительный («застольный») период

Light. Поскольку всем все и так понятно (или нет, но это неважно) можно, конечно, один раз почитать по ролям… Но лучше попить чаю и идти на сцену.

Hard. Донесите до актеров все, что вы узнали об авторе, социо-культурном контексте и собаках. Узнайте, что каждый из них думает о своей роли и значении персонажа для мировой литературы. Не знают – объясняйте, как пройти в библиотеку им. Белинского, и забрасывайте полезными ссылками во «ВКонтакте», желательно, ночью. Не торопитесь. Пока каждый, даже Третий Гриб и Осенний Листик, не поймет, что он должен донести до зрителя, стучитесь в подсознание актерскими тренингами, умными книжками и долгими объяснениями трагедии Ежегодно Умирающей Флоры.

Репетиционный процесс

Light. Главное – доверие, драйв и радость! Не мучайте актеров требованиями выучить текст, приходить вовремя, не болтать на посторонние темы и держать образ всю репетицию. Вы же выбрали друзей и знаете, что на спектакле они все сделают, как надо. Пусть бродят по сцене с листочками сценария и импровизируют в свое удовольствие. Верьте, это не безалаберность, это приятный для всех творческий процесс!

Hard. Установите жесткие дисциплинарные требования – опоздания расхолаживают. Приходите на полчаса раньше назначенного времени и поджидайте актеров с секундомером в руках. Напоминайте о необходимости выучить текст за неделю, три дня, 24 часа, 15 минут до репетиции. Требуйте полной отдачи – не верьте, что после проваленных репетиций и прогонов спектакль пройдет «как надо». Для вас не существует милосердия, сочувствия и снисхождения – только путь к заданной цели сквозь слезы, протесты и нежелание выползать с репетиции на полусогнутых. Правда, в итоге выползаете вы сами, но так и путь выбран сложный.

Сценография, реквизит, костюмы

Light. Если чего-то нет в каморе/дома/ у друзей, то это и не нужно. Такой подход развивает фантазию у режиссера, актеров и публики, экономит средства и обогащает символический контекст. В конце концов, один стул на три спектакля – это не проблема финансирования, это плохая привычка постоянных зрителей сопоставлять факты.

Hard. У вас есть голова, руки, верные соратники, шуруповерт и скотч – значит, для вас нет ничего невозможного. Если для воплощения замысла нужна копия Биг-Бэн, создайте ее. Если актеры должны летать, подвесьте их. И не задумывайтесь, куда потом девать сделанные вами стога, гильотины, паровозы и домики Трех поросят в натуральную величину – помните, рядом с вами кто-то творит по Light-принципу, и ничего не пропадет без пользы для тех, кто следует по вашим стопам.

Подготовка к премьере

Light. Как получится, так получится, это премьера, имеем право.

Hard. Идеал недостижим, поэтому как получится, так получится, но надо постараться.

И самое важное

Результат может быть одинаково хорошим, какой бы метод вы ни выбрали. Но это театр, а значит, никто ничего не обещает.

За фото спасибо Павлу Кошкину, Юлии Смирновой, Наталье Баженовой, Наталье Кузнецовой, Павлу Киеву, Ивану Нечаеву и Алексею Патентному.

Впервые опубликовано на странице Открытого студийного театра в Facebook.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.